Для каждого в издательском бизнесе, кто ищет способы быстро разбогатеть или, как минимум, заработать прибыль, существует простой секрет к успеху – издательство научной литературы.

Image title

Или, если быть более точным, это ключ к успеху для пяти коммерческих научных издательств, которые сейчас контролируют более половины научных исследований, которые проводятся во всем мире.

Согласно новому исследованию Монреальского университета, 53% всех опубликованных научных работ в 2013 году в области естественных наук и в медицине, были выпущены всего пятью издательствами. Это на 20% больше, чем контролировали пять издательств сорока годами ранее, в 1973.

Издательства работают в очень благоприятной среде, зачастую бесплатно используя труд ученых и исследователей (работа авторов и рецензентов научных работ не оплачивается), и продают эти работы назад в университеты, в которых эти ученые и работают, зачастую с очень приличной зарплатой.

«Это имело бы смысл, если бы они печатали журналы», - говорит Стефани Хаустайн (Stefanie Haustein) - одна из авторов исследования Монреальского Университета, имея в виду приличную цену на подписку. Но большинство этих журналов доступно в цифровом формате, производственные затраты значительно снизились для больших издательских компаний, которые скупили маленькие, независимые журналы, которые в свою очередь не смогли адаптироваться и перестроиться с бумажного издательства на цифровое.

«Если они могут управлять сотней журналов, они могут управлять и тысячей - говорит Хаустайн о крупнейшей издательской компании. – Единственная дополнительная вещь, которая им нужна – это дополнительное серверное пространство».

Крупные издательства в основном продают пакетную подписку, а это значит, что университеты (основной рынок для издательств) тратят миллионы долларов, покупая сотни эзотерических журналов, чтобы получить доступ к изданиям, которые им действительно нужны. Это ставит университеты перед трудным выбором: или платить за подписку, зачастую за счет денег, которые можно было бы направить на финансирование дополнительных исследований, или перекрыть своим исследователям доступ к журналам, которые функционируют как место научных дебатов.

Хаустайн говорит, что решением могло бы стать полное изменение сложившейся ситуации, при которой научное сообщество начало бы публиковать контент самостоятельно, онлайн, причем бесплатно для читателей. Исследователи могли бы, например, найти способ координировать рецензирование, при котором научная статья подвергалась бы критике и обзорам других ученых в данной области (важный шаг для предания легитимности новым исследованиям) без помощи больших издательских компаний.



  • 2015-07-03 17:49:09
  • 1
  • +7.0
Автор публикации

Николай Лелюх

2015-12-11 17:14:15 посещал сообщество.

Комментарии (1) оставить комментарий
  • 2015-07-04 06:47:18
    2015-07-04 06:48:32 комментарий был изменен автором.

    Спасибо за статью, интересно, в РФ такая же монополизация в этой сфере?

Напишите комментарий

Комментарий к публикации "Пять коммерческих компаний контролируют более половины рынка научной литературы"

Что бы разместить комментарий, напишите текст комментария и нажмите кнопку "оправить". Убедитесь, что комментарий не нарушает правила сайта.