Image title

Даже если у вас нет определённого мнения о компании Tesla, вы можете сделать два простых шага, чтобы понять один из важнейших аспектов.

Взгляните на график акций.

Затем проведите линию примерно от 11 марта 2013:

Image title

В 2010 году, сразу после IPO цена одной акции Tesla составляла 17$. После небольшого скачка, примерно в течение первых двух лет жизни в качестве публичной компании, на графике акций наблюдается застой.

После этого рынок взрывается. В конце концов, к сентябрю 2014 года цена выросла до 291$, после чего рыночная капитализация Tesla поднялась выше 30 млрд $.

Генеральный директор Элон Маск сделался мультимиллиардером. Любой человек, купивший акции после IPO, в итоге получил больше, чем 1000% прибыли.

Конечно, это привело к весьма типичной расплате – волатильности. Как вы можете видеть на графике, после постепенного роста в 2013 году Tesla отправилась кататься на крутых горках. Инвестирование в то время было занятием не для слабонервных.

Только около трёх месяцев назад, уже в 2015 году акции Tesla утратили волатильность и начали медленное восхождение – сигнал, что она становится компанией другого рода.

Image title

Старая и новая Tesla

Ещё перед IPO Tesla эффективно рекламировала потенциал полностью электрических автомобилей. В то время она была одной из огромного числа стартапов. Tesla продавала только один автомобиль, высокопроизводительный Roadster, который вряд ли можно назвать практичным, но, несомненно, очень быстрый – в чём я убедился, прокатившись за рулём.

Идея была проста: электромобиль будущего должен быть не машинкой для гольфа, а скорее чем-то вроде Ferrari, приводимого в движение электронами. Идея хорошая, но не относится к тем, что обеспечивают стабильный доход. Tesla несколько раз оказывалась на грани разорения как до кризиса, так и после его начала; она попала в зависимость от кредита в почти 500 млн $, выданного Департаментом энергетики; а также была вынуждена продать долю бизнеса другим автопроизводителям для привлечения капитала.

Но потом появился второй автомобиль – седан Model S, который был восторженно принят средствами массовой информации. В 2013 Motor Trend назвал его автомобилем года. Покупатели выстроились в очередь. Цена акций взлетела. Аналитики с Уолл-стрит начали давать головокружительные ценовые прогнозы. Рост Tesla начал бить рекорды.

Однако взлёты чередовались с головокружительными падениями. Каждые несколько месяцев из толпы раздавался крик: «А король-то голый!» – после чего рынок обрушивался, но только для того, чтобы эффектно восстановиться.

Tesla была прекрасным инструментом для трейдеров, идеальным кандидатом для ставок, если вам казалось, что в течение нескольких месяцев её активы будут идти вверх. Или, наоборот, если вы ждали скорого слива компании и полагали, что выпуская один автомобиль на единственном заводе и продавая его богатым любителям новинок, долго продержаться она не сможет.

В конце 2014 и начале 2015 года Tesla пережила некоторые серьёзные потрясения, когда акции опускались значительно ниже 200$, достигнув дна около отметки 180$.

Конец волатильности?

Затем произошло нечто странное – то, чего не случалось с момента первого скачка цен на акции в 2013 году.

Начался медленный, устойчивый подъём. Взгляните на этот график:Image title

Это не очень похоже на Tesla. Скорее выглядит, как какая-нибудь скучная компания, представляющая интерес только для избегающих риска долгосрочных инвесторов.

Что заставило Tesla успокоиться?

По моей теории в первые несколько месяцев года на Уолл-стрит поняли, что Tesla на самом деле является реальной автомобильной компанией. Маск говорил о планах по выпуску полумиллиона автомобилей, о том, что у Tesla могут появиться непредвиденные расходы, а также несколько раз заявлял о завышенной по его мнению оценке компании.

Реальные автомобильные компании не очень интересны в плане волатильности (и даже не заинтересованы в этом). Посмотрите на General Motors. Это один из крупнейших автопроизводителей в мире. Концерн получал прибыль восемь кварталов подряд. Он выплачивает инвесторам дивиденды для компенсации убыточных кварталов. И акции торгуются в диапазоне от 20 до 40$ с тех пор, как GM вернулся на открытый рынок после банкротства и последовавшего за ним IPO.

Конечно, финансовые катастрофы могут отправить акции больших автопроизводителей в штопор. В самые мрачные дни финансового кризиса активы Ford падали ниже 2$. В очень редких случаях стоимость автомобильной компании может подскочить вверх. Fiat Chrysler Automobiles в этом году вырос на 30%, так как инвесторы искали способ получить кусочек принадлежащей концерну компании Ferrari ещё до того, как итальянский производитель спорткаров в октябре произвёл выпуск собственных акций.Image title

Tesla, в конце концов, тоже автомобильная компания

Отсутствие волатильности в течение трёх месяцев дало возможность подумать о том, как Tesla будет справляться с поставленными целями по производству и обслуживанию автомобилей. В течение следующих двух лет появятся две новые модели: внедорожник в этом году и автомобиль для массового сегмента рынка в 2017. Тесла строит огромный завод по выпуску батарей в штате Невада. Совсем недавно состоялся старт проекта по производству батарей для дома – Tesla Energy. Продолжается глобальное расширение сети электрических заправочных станций Supercharger.

Почему же Tesla не продолжает бить свои предыдущие ценовые рекорды? В июле акции снизились примерно с 280 до 260$, потом поднялись обратно выше 280$, а затем снова упали до уровня чуть выше 260$.Image title

Значит ли это, что волатильность вернулась?

Нет. Скорее, сообщество аналитиков в определённом смысле признало поражение по части прогнозирования дальнейшего роста компании. Автопроизводителю, продающему один автомобиль, с массивной рыночной капитализацией и быстро взлетевшей ценой акций, в будущем расти будет просто некуда. И некоторые аналитики пришли к выводу, что всё дальнейшее развитие Tesla в течение следующих нескольких лет уже учтено в сегодняшней цене. Сейчас покупать не стоит. А если вы купили некоторое время назад, пришло время думать о продаже. В крайнем случае придержать.

Наверное, трудно посмотреть на какой-нибудь из аналогичных Tesla стартапов Кремниевой долины и предсказать его дальнейшие перспективы. Но высокая волатильность является врагом производственных компаний. Tesla – это высокотехнологичная автомобильная компания. Но всё же это компания, которая строит автомобили. И хотя автомобильные компании тоже подвержены циклическим экономическим процессам, базирующимся на относительно длительных периодах, в течение которых модели машин остаются на рынке, а также на колебаниях доверия покупателей, их общая производительность, как правило, имеет склонность к стабильности. Это судьба Tesla.

Привыкайте к этому. В конечном счёте более скучная Tesla – это хорошо (даже если вы не успели захватить её старую, сумасшедшую и сексуальную ипостась). Потому что скучная Tesla может изменить мир. В то время как волатильная Tesla всего лишь способна сделать небольшую группу людей богатыми за короткое время.



  • 2015-07-28 16:26:20
  • 3
  • +7.0
Автор публикации

Евгений Слесаренко

2016-06-28 04:54:04 посещал сообщество.

Комментарии (3) оставить комментарий
  • 2015-07-29 00:46:13

    Тесла создала невероятный автомобиль - это седан Model S. Ничего подобного до нее никто не производил. Вот почему взлетели акции этой компании.

  • Elena (+7.9)
    2015-07-29 02:51:05

    Фееричное восхождение на вершину успеха – еще не гарантия стабильности. Да, пока Tesla – инноватор на рынке электрических автомобилей, но будущее может быть за автомобилями с водородным двигателем, водород ведь гораздо дешевле.

  • Михаил (+0.3)
    2015-08-22 17:50:11

    Тесла был бесспорно великий человек. Он много подарил человечеству, но мне кажется что это лишь маленькая толика того что он знал. К примеру теория "эфира" которая признается многими современными физиками так и не раскрыта, а возможно Тесла знал как получать бесконечную энергию.

Напишите комментарий

Комментарий к публикации "С Tesla в течение трёх месяцев 2015 года происходит нечто невиданное"

Что бы разместить комментарий, напишите текст комментария и нажмите кнопку "оправить". Убедитесь, что комментарий не нарушает правила сайта.