На тихой излучине реки на китайско-вьетнамской границе группа людей взобралась на илистый берег. Они только что плыли по реке с вьетнамской стороны на баркасе, управляемом мужчинами, ориентирующимися на сигнализацию фонариками с обоих берегов.

Два китайских полицейских в униформе, стоявшие на небольшом посту около пропускного пункта в приграничном городе Дунсин, взирали на них равнодушно.

"Мы приезжаем каждую ночь," сказал один молодой мотоциклист прежде, чем поехал прочь. "Иногда мы везем контрабандные товары в город. Иногда мы везем вьетнамских рабочих."Image title

Незаконным грузом мотоциклистов той летней ночью в прошлом году были нелегальные рабочие. Они направлялись в 700-километровую поездку в экономический центр провинции Гуандун. Область, заполненная фабриками, делающими товары для экспорта, уже окрестили «мастерской мира».

Поток нелегальных рабочих из Вьетнама через 1400-километровую границу Китая растет. Трудовые брокеры оценивают, что десятки тысяч работают на фабриках в Дельте Чжуцзян, которая примыкает к Гонконгу. Рабочие из других Юго-восточных азиатских стран присоединяются к ним.

Агентство Reuters обнаружило, что работодатели способствуют этим нелегалам с поддельными удостоверениями личности и держат их вне поля зрения властей. Китайские синдикаты по человеческой контрабанде синдикаты, известные как “змееголовы", работают с вьетнамскими бандами для контроля прибыльной торговли. Синдикаты берут с ежемесячной заработной платы до $80.

ТОЧКА ПЕРЕГИБА

Вьетнамские чиновники выражают беспокойство относительно незаконного потока рабочей силы в Китай. Число вьетнамцев, пересекающих длинную границу со “сложным ландшафтом", увеличилось в последние годы, ставя проблему перед обоими правительствами.

Растущий приток нелегальной рабочей силы в Китай – признак экономики, которая достигла точки перегиба. Китайские фабрики долго зависели от дешевой внутренней рабочей силы, чтобы осилить $2.3 триллиона экспортных поставок страны в год. Но число людей, пополняющих ряды рабочих, а заработная плата повышается.

Владельцы фабрик изо всех сил пытаются сохранить свой край. Они сталкиваются с выбором. Они могут переместить производство от побережья, где заработная плата выше, во внутренние области или через к таким местам как Вьетнам и Камбоджа. Или они могут заплатить змееголовам и брокерам, чтобы ввезти контрабандой иностранных рабочих, которые стоили меньше, не имеют никаких защит и могут быть легко уволены.

Китай субсидировал другие части мировой экономики не только дешевой рабочей силой, но также и очень низкой степенью защиты благосостояния рабочих. В глобальном смысле, при прочих равных условиях, производимые затраты могут стать немного более дорогими.

По всей Азии, поиск новых источников дешевых работников для наполнения континента низкомаржинальными трудоемкими отраслями промышленности необходимо стимулирование миграции — и наряду с этим, бизнеса по контрабанде и торговле людьми. Вьетнам, страна с населением 92,5 млн. человек, отправила более 107000 работников за рубеж легально в прошлом году, что на 20% больше, чем годом ранее.

Китай не дает официальных данных по нелегальным иностранным рабочим. В апрельском сообщении в официальной газете China Daily говорилось, что власти провинции Гуандун расследовали по крайней мере 5000 случаев в прошлом году относительно нелегальных иностранных рабочих.

Заработная плата "синего воротничка" в Китае почти удвоилась за прошлые пять лет примерно до 450$ в месяц для рабочих поточной линии, согласно данным Национального Бюро Статистики Китая. Некоторым вьетнамцам платят приблизительно половину этого. Другие получают столько же, сколько китайские рабочие. Но даже при этом производители экономят, потому что они не платят медицинскую страховку или пенсионные взносы за этих рабочих.

Работники фабрик во Вьетнаме, зарабатывая 250$ в месяц, стремятся за границу с целью получения большей зарплаты.

Джунгли

На вьетнамской стороне границы город Ланг Сан - один из двух главных пунктов контрабанды в Китай.

Мотоциклист в Донгксинге провез репортера Агентства Рейтерз вдоль маршрута, используемого контрабандистами, чтобы показать, как минивэны и большие туристические автобусы, заполненные вьетнамцами уклоняются от полиции и военных контрольно-пропускных пунктов на главных дорогах. Местные жители обеспечивают остановки для отдыха, где нелегалы могут остаться до тех пор, пока побережье не станет чистым.

Если фабрики размещают заказ на иностранных рабочих, “мы можем ввести сотни за один раз", - говорит брокер Чжан. Он сказал, что имеет дело непосредственно с занимающимися контрабандой бригадами. Сидя в его офисе в Дунгуане, снабженном журнальным столиком и черным кожаным диваном, Чжан сказал, что змееголовы могут доставить рабочих в течение недели.

Много незаконных иностранных рабочих размещены по фабричному помещению, чтобы избежать обнаружения местными властями. Но в некоторых местах такие рабочие перемещаются беспрепятственно.

Местные правоохранители патрулировали область пешком и на мопедах. Они не проявили интереса к рабочим.

Дежурный офицер в отделении местной полиции в Дэлингшене сказал, что полиция осмотрела фабрику и не нашла нелегальных рабочих. Спустя несколько дней после контакта с полицией и фабрикой, Агентство Рейтер наблюдало уже гораздо меньше рабочих, оставляющих фабричные ворота после работы или слоняющихся по улицам.

Задержанный и депортированный

Некоторые владельцы фабрик соблюдают дополнительные предосторожности. Чтобы избежать обнаружения властями, менеджер фабрики мебели в Дэлингшене сказал, что новых вьетнамских рабочих вели прямо в фабричный комплекс, в отдельное здание с его собственной поточной линией и спальней. Вьетнамцам разрешили покидать фабрику один раз в неделю в сопровождении фабричной охраны.

Image title

Китайская полиция действительно иногда начинает применение суровых мер. По крайней мере 20 городов в южном Китае увидели облавы на фабриках, нанимающих нелегалов, согласно данных отчетов государственных СМИ.

Те, кого действительно поймали и доставили в места заключения, иногда проводят там много недель, прежде чем они будут высланы назад во Вьетнам.

Человек, который делает поддельные удостоверения личности, сказал Агентству Рейтер по телефону из Дунгуана, что обработал "большие количества" поддельных документов для незаконных иностранных рабочих из Мьянмы и Вьетнама. Все, в чем он нуждался, было вымышленное имя и фотография рабочего, чтобы сделать удостоверение личности. Такие «ксивы», как правило, стоят приблизительно 16$.

ОБЫЧНЫЙ БИЗНЕС

Напряженные отношения между Вьетнамом и Китаем относительно спорных территорий в Южно-Китайском море не удержали вьетнамских рабочих от пересечения границы.

“Китай - лучшее место, чтобы делать деньги”, - сказал вьетнамец, когда его спросили, не боится ли он быть пойманным китайскими властями. “Все больше и больше вьетнамцев будет приезжать сюда”.



  • 2015-08-06 22:28:33
  • 7
  • +6.0
Автор публикации

Виктор Сангвин

2016-08-15 09:49:33 посещал сообщество.

Комментарии (7) оставить комментарий
  • комментарий удален автором
    2015-08-07 00:32:32
  • комментарий удален автором
    2015-08-07 00:34:02
  • 2015-08-07 00:35:34

    Видимо, во Вьетнаме большая безработица, и его граждане согласны работать в соседнем Китае за зарплату меньшую, чем у китайцев, вот, поэтому, такая трудовая контрабанда выгодна всем.

  • Vinnitsa81 (+14.5)
    2015-08-08 03:51:27

    Мир продолжает сходить с ума... Вдумайтесь только - в полутора миллиардный Китай (!) люди ездят на заработки!

  • IrinaIrina (+3.1)
    2015-08-08 23:20:14

    На самом деле это обычная практика - использование дешевой рабочей силы в тех странах, где есть работа, но нет желания платить всевозможные страховки и заботиться о пенсионном обеспечении рабочих, ведь при этом экономятся огромные средства.

  • 2015-08-09 19:19:09

    Плюсую. Очень интересно! Сегодня я узнал много нового!

  • 2015-08-24 20:20:54

    Ничего нового, обычная история. Китай сейчас страна с реально нормальной жизнью, Вьетнаму такое ещё долго не грозит. И что такого нового в нелегальной перевозке рабочих на заработки? Индусы и индонезийцы в Эмиратах тоже не с неба упали. И бегут себе толпами в конце рабочего дня на переправу через Дубай-Крик и ловить их можно было бы тоннами совсем не напрягаясь. Тоже почему-то никто не ловит. Наверное потому, что никому это не мешает.

Напишите комментарий

Комментарий к публикации "«Мастерская мира»: что на самом деле означает «сделано в Китае»"

Что бы разместить комментарий, напишите текст комментария и нажмите кнопку "оправить". Убедитесь, что комментарий не нарушает правила сайта.