Image title

Рассвет беспилотных автомобилей почти наступил. Правительства по всему миру стремительно принимают решения о легализации использования беспилотных транспортных средств на своих дорогах, а также работают над преодолением нормативных трудностей, связанных с их широкомасштабным внедрением.

Между тем некоторые из крупнейших технологических и автомобилестроительных корпораций мира инвестируют огромные средства в беспилотные технологии.

Многие люди в этой индустрии, похоже, уверены, что крупнейшая со времён изобретения автомобиля революция в истории личного транспорта произойдёт меньше чем через десятилетие.

Позволит ли нам эта технология когда-нибудь полностью отказаться от ответственности за вождение, пока непонятно. Но сдвиг в сторону беспилотных автомобилей изменит не только способ вождения. Он, несомненно, приведёт к другим последствиям как для владельцев автомобилей, так и для властей, и в конечном счёте для всех нас.

Хотя широкомасштабное внедрение полностью беспилотных транспортных средств для потребителей, вероятно, займёт десятилетия, нынешнее поколение новых автомобилей уже продемонстрировало некоторые из потенциальных проблем. Например, в недавних экспериментах, профинансированных крупными автопроизводителями, эксперты по безопасности смогли «взломать» бортовые компьютеры обычных машин и взять под контроль электронные системы тормозов, рулевого механизма и двигателя, помимо всего прочего. В одной особенно тревожной демонстрации хакер смог заставить двигающуюся на высокой скорости машину выполнить аварийную остановку.

Безопасные и надёжные?

Постоянно растущая зависимость от компьютеров в современных автомобилях сама по себе является крупной и хорошо известной проблемой защищённости и безопасности, которая значительно усиливается за счёт самой природы полностью автономных транспортных средств. В таких случаях основным является факт, что все системы в транспортном средстве находятся под контролем сложного программного обеспечения, которое всегда будет уязвимо для вредоносных атак и сбоев.

Более того, в отличие от существующих машин, это программное обеспечение может быть соединено сетью с другими транспортными средствами и системами. Это, в свою очередь, приводит к множеству осложнений в безопасности, помимо тех, что есть в современных автомобилях.

Например, сложность обработки данных о дороге, местоположении и поведении окружающих автомобилей означает, что небольшие ошибки в проектировании или эксплуатации программного обеспечения могут привести к столкновениям или другим опасным ситуациям, которые могут иметь фатальные последствия. И потенциал для намеренного провоцирования таких событий является корневой частью проблемы безопасности.

Image title

Ещё одной связанной с этим задачей является конфиденциальность, которая, вероятно, может превзойти проблемы безопасности с точки зрения закона.

Этот вопрос возникает из того факта, что управляющее беспилотным транспортным средством программное обеспечение, как и мозг человека, создаёт модель автомобиля, которым управляет, а также модель обстановки вокруг него.

Для создания модели внешней среды каждый автомобиль собирает огромное количество данных о своём окружении, что вызывает особую тревогу с точки зрения конфиденциальности.

Эти данные включают расположение других участников дорожного движения и пешеходов по отношению к автомобилю. Несмотря на анонимность беспилотных автомобилей, возможность вывести личные данные и другую информацию (в частности, о других транспортных средствах с помощью сетевого подключения) является настоящим минным полем в сфере конфиденциальности.

Черный ящик для дороги

Однако при ответственном применении мощь этих данных может быть использована для ряда полезных целей. Например, обычно предлагается использование собранной информации для поддержки полицейских расследований. В случае если в аварии принимает участие или находится в непосредственной близости беспилотный автомобиль, он может выступать в качестве чёрного ящика с зафиксированной в беспрецедентных деталях информацией об инциденте, которая может быть использована для помощи расследованию.

Более креативные способы применения технологий беспилотных машин включают возможность создания «умных» дорог, с возможностью устранения заторов посредством сетевого управления, потенциально даже могут стать ненужными светофоры и дорожные знаки в целом. Они также могут быть использованы для сбора информации о дорожных условиях, трафике или даже погоде и загрязнении.

Эти же сетевые возможности могут позволить автомобилям предугадывать возможные столкновения и принимать меры для избежания аварий путём активного отслеживания обстановки вокруг себя, включая автомобили и опасности, находящиеся за пределами области, видимой водителем-человеком. В одном опубликованном докладе подсчитали, что широкое внедрение беспилотных машин может уменьшить количество несчастных случаев на 90%.

Несмотря на все возможные выгоды, всегда остаётся потенциал для злоупотреблений. Это проблема касается технологий в общем, так как они становятся все более распространёнными в нашей повседневной жизни.

Без адекватного законодательства и внимания промышленности к охране конфиденциальности и поддержке безопасности как личной, так и общества в целом, широкомасштабное внедрение этих автомобилей может иметь серьёзные последствия.

Однако если эти проблемы решить, то повсеместное распространение беспилотных транспортных средств может спасти сотни тысяч жизней ежегодно, не считая множества других экологических и экономических выгод.

http://www.businessinsider.com/were-only-just-starting-to-understand-the-side-effects-of-driverless-cars-2015-8



  • 2015-09-19 15:54:48
  • 10
  • +3.0
Автор публикации

Евгений Слесаренко

2016-06-28 04:54:04 посещал сообщество.

Комментарии (10) оставить комментарий
  • Таля (+6.2)
    2015-09-19 16:43:31

    Понятие конфиденциальности с каждым днем обретает все более размытые границы, фактически информацию о нас собираю постоянно уже сейчас.

    • Ирина (+2.2)
      2015-09-19 18:57:28
      2015-09-19 18:58:08 комментарий был изменен автором.

      Таля, это точно. Начиналось все безобидно с соцсетей, а теперь стоит ожидать постоянное наблюдение за человеком с помощью всевозможных уличных устройств.

  • Елена (+7.8)
    2015-09-19 17:46:43

    Мне кажется, все это надуманные страхи. Кому нужно взламывать бортовые компьютеры. Ну разве что каких-то важных людей? Так пусть они и боятся.

    • Galla (+8.0)
      2015-09-19 20:24:02

      Елена, ну почему сразу известных? Можно просто людей, располагающих средствами, причём даже не самыми большими.

    • 2015-09-24 07:14:54

      Елена,

      В нашем мире, где полно террористов и безумных гениев, спятивших от собственной мании величия и вообразивших, что держат в руках жизни других людей, это вовсе не надуманные страхи. Вместо самодельного взрывного устройства оружием может стать уязвимость бортовых компьютеров.

  • 2015-09-20 14:39:06

    Проблемы при внедрении беспилотного автотранспорта неизбежно будут возникать, как и в каждом новом деле. Наверняка, с появлением новых технологических решений, одни проблемные вопросы будут сменяться другими, вполне вероятно, что в ближайшем будущем удастся решить большинство проблем, связанных с безопасностью эксплуатации такого автотранспорта. А вот по поводу конфиденциальности - вопрос зависит не только от технологий, но и от законодательных нормативов, определяющих требования к сбору, хранению и использованию данных.

    • 2015-09-21 17:33:04

      Владимир Герман, если проблем не будет вообще, то мы застоимся в развитии. Но важно полноценно решать задачи, а не придумывать себе новые хлопоты.

  • serge (+18.8)
    2015-09-20 15:19:11

    Мне лично кажется, что аварий будет меньше значительно, хотя, пока не внедришь массово - не проверишь.

  • 2015-09-20 16:31:42

    Всё это напоминает ситуацию с "Титаником", когда людей хотели остановить в развитии путём спроектированной катастрофы. Полноценное развитие без падений невозможно. Проблемы, которые видны уже сейчас, будут решаться. Конечно, хотелось бы, чтобы обходилось малой кровью, а то и вовсе без неё.

  • Rodion (+3.6)
    2015-09-21 19:40:34

    Вы знаете, пока говорить рано. Нужно, чтобы прошло лет 10. Тогда можно говорить. А пока, только радужная перспектива, с минимальными основаниями. Человеческий фактор никуда не денется.

Напишите комментарий

Комментарий к публикации "Мы только сейчас начинаем понимать побочные эффекты от внедрения беспилотных автомобилей"

Что бы разместить комментарий, напишите текст комментария и нажмите кнопку "оправить". Убедитесь, что комментарий не нарушает правила сайта.